до н. э.VI-XV векаXVI-XVII векаXVIII векXIX векXX век

Начало XVIII в. – Дени Папен построил паровую лодку.


1711 г. – Англичанин Томас Ньюкомен изобрел пароатмосферную машину для шахтных насосов.


1718 – 1729 гг. – А.К. Нартов построил ряд токарно-копировальных станков, имевших механический суппорт («держалку»).


1727 г. – Немецкий врач Шульце установил светочувствительность солей серебра.


1698 г.30-е годы XVIII в. – В Шотландии начал применяться плуг, у которого лемех и отвал были железными. Словацкий изобретатель И. Гелл сконструировал водяной двигатель, получивший название водостолбовой машины.


1733 г. – Английский рабочий Джон Кей изобрел механический (самолетный) челнок. Английский изобретатель Уайатт построил модель прядильной машины, на которую Люис Пауль взял патент в 1738 г.


1733 – 1737 гг. – Французский физик Дюфе сконструировал прибор для измерения электричества.


1735 г. – Русскими литейщиками отцом и сыном Моториными отлит «Царь-колокол». Английский инженер-металлург Дерби-сын впервые применил для доменной плавки кокс.


1736 г. – Англичанин Джонатан Хольз (или Гуль) пытался применить на судах паровую машину Ньюкомена.


1741 г. – Русский изобретатель А.К. Нартов создал скорострельную батарею из 44-х трехфунтовых мортирок.


1745 г. – Русский ученый Г.В. Рихман изобрел «Электрический указатель». Механик Вокансон сконструировал один из первых механических ткацких станков с гидравлическим двигателем (Франция).


1747 г. – Американец В. Франклин создал унитарную теорию электричества.


1750 г. – М.В. Ломоносов опубликовал диссертацию «О движении воздуха в рудниках примеченном». Применение машин Ньюкомена в Америке.


Середина XVIII в. – Изобретение способа ударно-штангового бурения.


Вторая половина XVIII в. – Первые попытки создания механизмов для вымолачивания зерна.


1752 – 1753 гг. – М.В. Ломоносов и Г.В. Рихман исследовали атмосферное электричество с помощью «громовых машин».


1752 г. – В. Франклин доказал, что молния есть электрическое явление. Он же изобрел громоотвод и плоский конденсатор.


1753 г. – М.В. Ломоносов выступил с работой «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». В Англии опубликовано первое предложение об электростатическом телеграфе.


1755 г. – Английский инженер Вилькинсон применил паровую машину для привода воздуходувок  доменного производства.


1758 г. – Уайатт и Пауль взяли патент на усовершенствованную рабочую прядильную машину.


1759 г. – Русский физик Ф. Эпинус опубликовал «Опыты теории электричества и магнетизма».


1760 г. – Русский механик Родион Глинков построил 30-веретенную машину для прядения льна, приводимую в действие водяным колесом.


1761 г. – Англичанин М. Мензис спроектировал машину для подрубки угля.


1763 г. – Русский теплотехник И.И. Ползунов разработал проект теплового универсального двигателя. Французский инженер Коньо построил паровую повозку для перевозки артиллерийских снарядов. Опубликован труд М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел».


1764 г. – Д. Харгривс создал прядильную машину, получившую название «дженни».


1765 г. –И.И. Ползунов построил пароатмосферную машину для заводских нужд.


60-е годы XVIII в. – Английский ткач Джемс Харгривс решил задачу машинного прядения.

– Применение цилиндрических воздуходувок в доменном производстве.

– Применение в Англии первых чугунных рельсов на горных предприятиях.


1766 г. – Английские рабочие братья Кранеджи предложили переконструировать кричный горн в пламенную печь.


1767 г. – Английский химик Джозеф Пристли установил, что существует определенное количественное взаимодействие двух электрических зарядов.


1769 г. –Английский изобретатель Джемсон Уатт получил петент на первую паровую машину.

– В Англии принят закон, каравший всякое выступление против машин.

– Англичанин Ричард Аркрайт получил первый патент на прядильную машину особой конструкции.

- Повозка Коньо демонстрировалась на улицах Парижа.

– Шведский химик и минералог Т. Бергман высказал мысль, что кристаллические породы образуются путем химической кристаллизации из вод океана.


1769 г. – Начали использоваться, по предложению английского изобретателя Д. Смитона, цилиндрические воздуходувки для доменных печей.


1771 г. – Англичанин Г. Кавендиш установил, что существует определенное количественное взаимодействие двух электрических зарядов.

– Открыта первый прядильная фабрика Аркрайта в Кромфорде (Англия).


1774 – 1779 гг. – Англичанин Самуэль Кромптон создал «мюлб-машину».


1777 г. – Д. Уатт предложил применять отсечку и расширение пара в паровой машине.


1779 г. – Русский механик Иван Петрович Кулибин сконструировал фонарь с зеркальным отражателем.

– Итальянец Л. Пейл для получения огня предложил «Туринскую свечку».


1781 г. – Француз Жоффруа сделал попытку построить пароход.


1782 г. – Введены в Англии воздуходувные машины для доменных печей.


1783 г. – Английский мастер Петр Оньен предложил способ передела чугуна в железо, напоминавший пудлингование.

– Французы братья Жозеф и Этьен Монгольфье совершили полет на воздушном шаре-аэростате.

– Англичанин Корт получил патент на изобретение способа проката фасонного железа с помощью особых вальцов.


1783 – 1785 гг. – Голландский аптекарь Ян Минкеларс впервые провел опыты по применению газа для освещения.


1783 – 1789 гг. – Русский механик К.Д. Фролов на Колывано-Воскресенских заводах создал комплекс вододействующих установок (Россия).


1784 г. – Д. Уатт получил патент на паровую машину двойного действия.

– Английскому изобретателю Генри Горту выдан патент на получение железа способом пудлингования.


1785 г. – Англичанин Кук изобрел сеялку.


80-е годы XVIII в. – Начало совершенствования процесса передела чугуна в железо.


1785 г. – Французский физик Шарль Огюстей Кулон опытным путем с помощью изобретенных им крутильных весов установил зависимость силы взаимодействия между электрическими зарядами от их величины и от расстояния между ними.

– Англичанин Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок.

– Французский химик К.А. Бертолле предложил способ беления тканей хлором.

– Испанский инженер Ф. Сальва построил телеграфную линию между Мадридом и Аранхуэсом.

– Шотландец Мейкл предложил практически пригодную молотилку с барабаном, снабженным билами.


1787 г. – Введены привилегии, охраняющие права изобретателей в США.

– Построено первое парусное судно с железной обшивкой (Англия).

– Американец Эванс изобрел паровую повозку.


Конец 80 г. – XVIII в. – Создание Уильямом Мердоком паровой повозки с двига­телем Д. Уатта.


1791 г. – Введены привилегии, охраняющие нрава изобретателей во Франции.

– Клод Шапп изобрел оптический телеграф (Франция).


1792 г. – Англичанин В. Мердок применил газ для освещения.


1793 г. – Американец Эли Уитни изобрел хлопкоочистительную машину.


1704 г.Иван Петрович Кулибин изобрел оптический телеграф.

– Английский механик Генри Модсли изобрел суппорт к токарному станку.

– Француз Шапп построил линию оптического телеграфа между Парижем и Лиллем.


1795 г. – Голландские химики впервые описали этилен.


1796 – 1798 гг. – Немец А. Зенефельдер изобрел литографию.


1797 г. – Русский ученый А. А. Мусин-Пушкин разработал и ввел новые методы аффинажа и обработки платины.

– Г. Модели построил токарно-винторезный станок со смен­ным ходовым винтом.

– Г. Модели построил токарный станок на чугунной станине с самоходным суппортом.


1798 г. – Английский химик С. Теннант открыл способ приготовления белильной извести для нужд крашения ткани.


Конец XVIII в. – Распространение оптических (семафорных) телеграфов.

– Применение жатвенных машин в Англии и США.


1800 г. – Итальянский ученый А. Вольта создал гальванические элементы. Начало XIX в. – Г. Модели изобрел дыропробивную машину для производства отверстий в листах котельного железа; сконструи­ровал микролитический штангенциркуль, а также метал­лический щит для прорытия туннеля под Темзой в Лондоне.

– Началось внедрение прокатных станов в металлургии.